В Российской Федерации действует государственная целевая программа «Доступная среда». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В рамках реализации программы "Доступная среда" в МБОУ ООШ с.Ягодное создаются условия для инклюзивного образования.
Приложение 1.2 паспорт доступности
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Акт обследования доступности объекта (к паспорту доступности объекта)
План мероприятий ("Дорожная карта")
Нормативно-правовые документы
Приказ об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Нормативно-правовые документы по обучению детей с ОВЗ
Рекомендации
Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ Липецк
Правила общения с ребенком-инвалидом и ребенком с ОВЗ
Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Полезные ссылки
Институт Специальной Психологии и Педагогики им. Рауля Валленберга
Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья "Дверь в мир"